Поиск по сайту

Модуль поиска не установлен.

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Модуль подписки в настоящее время недоступен.

Реклама
Подольский муниципальный район Московской области

Балашиха. Усадьба Пехра-Яковлевское. Спасская церковь

Город Балашиха, Горьковское шоссе, Российский Государственный Аграрный Заочный Университет (~15 км от МКАДа)

Имение Яковлевское обладает не меньшей художественной ценностью, чем соседние Горенки, хотя, конечно, значительно уступает ему в размерах. В противовес Горенкам, в Пехра-Яковлевском имеется великолепный храм и чудесный, замкнутый в кольцо из колоннад и парковой лестницы, сад.

Усадьба была куплена князем Андреем Голицыным в 1591 году и находилась во владении этого рода до конца 20-х гг. XIX столетия. Основа существующего усадебного комплекса была заложена при Петре Михайловиче — большом знатоке искусства, на рубеже 1750-1760-х гг. Петр Михайлович являлся создателем первого “музеума” в Москве, в собрание которого вошла “Голицынская” коллекция картин старых мастеров.

Разорившийся князь Пётр Голицын был убит на дуэли в 1775 году, и усадьба перешла к его наследнику — сыну Михаилу. Однако заново отстроил Пехра-Яковлевское в 1770-1810 гг. его дядя, вице-канцлер Александр Михайлович, брат князя Петра Голицына.

Дошедший до нашего времени ансамбль стиля классицизма занял место своего предшественника, возможно, в основных чертах, повторяя его планировочную структуру.

Архитектурный ансамбль, удачно размещённый на высоком берегу речки Пехорки, хорошо обозрим с Горьковского шоссе. Симметрично расположенные постройки (кроме Спасской церкви, смещённой на левый фланг композиции), группируются здесь вдоль берегового склона и не имеют курдонёра.

Двухэтажный каменный дворец с мезонином и бельведером возведён в 1780-х гг. на грани барокко и классицизма архитектором Карлом Ивановичем Бланком. После опустошительного пожара 1924 года дом был восстановлен с большими искажениями и к тому же стал трёхэтажным.

Двухэтажные парные флигели, украшенные четырёхколонными портиками с фронтонами, отличаются лаконизмом декора. Принадлежащие замыслу Ф.П. Казие, они объединены с домом посредством вогнутых колоннад тосканского ордера. Наконец, по сторонам флигелей находятся ещё два кирпичных и оштукатуренных корпуса: оранжерея и, предположительно, театр. Эти здания с мощными колонными лоджиями, принадлежащие к лучшим образцам московского ампира, приписывают Адаму Менеласу.

Усадебный дом со стороны парка

Очень красива Спасская церковь (1777-1782 гг.). Её двусветное круглое основание венчает световой барабан с широким куполом и шпилем. Главный вход выделен ионическим портиком большого ордера с башнями колоколен по сторонам. Декоративные детали характеризуются тонкостью исполнения, грациозностью и лёгкостью. Тело ротонды и барабана равномерно расчленено пилястрами: в нижнем ярусе с ионическими, красиво утяжелёнными завитками волют; в верхнем ярусе с листьями аканта.

Интерьеры соответствуют утончённости наружного убранства. Внутреннее пространство храма подчинено ордерному построению. Лепнина, расписанный кессонами потолок и иконостас, включавший иконы итальянских мастеров, — великолепны.

“По своему общему замыслу, по прорисовке ордерных форм и других архитектурных деталей этот храм считается одним из лучших в Подмосковье”, — считает профессор М. Ильин. Автор постройки документально не установлен, вероятно, это К.И. Бланк или В.И. Баженов.

Здания хозяйственного двора, находившиеся на значительном расстоянии от парадного ядра, утрачены.

Спасская церковь

Обширный парк, состоящий из нижней и верхней части, формировался в два этапа. Устройство так называемого “верхнего” парка восходит ко второй половине XVIII-XIX вв. Регулярная часть, примыкающая к дому, со звездообразно сходящимися аллеями относится к 1760-м годам.

Садовый фасад дворца открывается на слегка заглублённую в землю округлую площадку, которая по прямой оси имеет террасообразную барочную лестницу, восходящую к парку. Несмотря на доносящийся с трассы гул автомобилей, этот уголок природы поражает своей камерностью, я бы даже сказала, интимностью. Здесь особенно красиво в начале осени, когда первая золотая листва закружит в воздухе, устилая собой белокаменные ступени и изваяния львов-сфинксов.

От парковой скульптуры Яковлевского сегодня уцелело немного. “У лестницы валяется мраморный амур, когда-то весело бросавший вверх струю фонтана. В самом парке — фонтан “Три грации”. Женские фигуры, несколько грубоватые по фактуре, имеют одинаковое происхождение с лестничными скульптурами. В парке, совершенно запущенном, встречаются опрокинутые вазы и следы былых парковых затей…”, — сообщает хроника ОИРУ 1925 года. Одна из этих “затей” — грот, выложенный из дикого камня, находился совсем близко от дороги...

На протяжении последних лет усадьбу Пехра-Яковлевское занимает Российский Государственный Аграрный Заочный Университет. Отреставрированная Спасская церковь действует.

Общественная палата Российской Федерации