Проезд на автомобиле: от
Москвы по новому шоссе [М 2] до кольца [А 108]. На развязке пересечь трассу по
мосту и следовать по кольцу в сторону Малино 4 км, затем налево на Новый
Быт (есть указатель).
Вознесенская Давидова пустынь
— основана в 1515 году преподобным Давидом. Старец происходил из рода князей
Вяземских и вмиру носил имя
Даниила. Он прожил сорок лет в Боровском монастыре, прежде чем решился основать
свою обитель. В пустынной местности, принадлежавшей князю Василию Семёновичу
Стародубскому, на берегу реки Лопасни в древней Хутынской волости, Давид
поселился с четырьмя иноками. Тогда же были построены первые деревянные здания
— кельи, две церкви и трапезная.
Храмы Давидовой пустыни
При царе Иване Грозном
началось сооружение первого каменного храма обители, в честь Вознесения
Господня, однако он долгое время оставался незавершённым. Храм разобрали, а на
его месте вновь возвели церковь с тем же посвящением. На настоящий момент это
самое древнее здание монастыря (1676-1682 гг.). Воскресенский собор принадлежит
стилю московского барокко. Пятиглавый, поставленный на высокую подклеть, он с
двух сторон окружён крытой галереей на аркадах.
В 1657 году пустынь по велению
патриарха Никона приписана к Ново-Иерусалимскому Воскресенскому монастырю, в
1712 году — к Чудову, а в 1764 году стала заштатной. Лишь в 30-40-е годы XVIII
века благосостояние обители стало расти, что способствовало возобновлению
каменного строительства. Возводится нарядная колокольня в три яруса с
курантами, частично перестроенная во второй половине XIX века. В 1848 г. при игумене Паисии в
обители появился двухэтажный братский корпус и угловая башня ограды. Формирование
архитектурного ансамбля, растянувшееся на века, завершается к началу XX
столетия.
После переворота 1917 года
судьба пустыни схожа с судьбами большинства российских монастырей и храмов:
разграбление и поругание. Возрождение ансамбля наметилось только к 1992 году.
Сегодня (ещё недавно руинированный) комплекс превратился в сказочный городок.
Все здания отреставрированы и радуют глаз новой позолотой и яркими красками,
внутреннее убранство храмов поражает богатством и великолепием.