На северной окраине Можайска (ул. Герасимова), на возвышенном берегу Москвы-реки, расположился ансамбль Ферапонтова Лужецкого монастыря.
Это место в древности называемое Лужками и сегодня не изменило своего ландшафта. Вокруг обители обширные луговины с голубыми блюдцами озёр. Лесов почти нет, и панорама монастыря беспрепятственно открывается со многих окрестных дорог, привлекая внимание новыми, горящими на солнце золотыми куполами.
Монастырь основан в 1408 г. прп. Ферапонтом, на средства князя Андрея Можайского, сына Дмитрия Донского. Андрей Дмитриевич был богатым землевладельцем и кроме Можайска владел Вереёй, Медынью, Калугой, Белозёрском.
Ферапонт (в миру Фёдор Поскочин) родился в 1337 году в Волоколамске, в боярской семье. Принял постриг в московском Симоновом монастыре уже зрелым, 40-летним человеком. Здесь он обрёл своего духовного наставника – Сергия Радонежского, и любезного друга Кирилла (Белозёрского).
“Бывал же Ферапонт на Белом озере. Святой (Кирилл) спросил Ферапонта, есть ли на Белом озере место, где можно было бы иноку предаться безмолвию? Ферапонт же отвечал, что там немало удобных мест для уединения. Договорились они уйти из монастыря и пойти к Белому озеру, положившись на Бога. Через много дней достигли Белозерской стороны, обошли немало пустынных мест, пока не нашли то, которое искали – указанное ему в видении место, где ныне стоит монастырь (Кирилло-Белозёрский). Некоторое время подвижники прожили вместе, но потом разлучились, так как Кирилл жаждал полного безмолвия. Ферапонт покинул друга, и основал примерно в пятнадцати поприщах от того места свою обитель с соборной церковью во имя Рождества Пречистой Богородицы (Ферапонтов монастырь в Вологодской области, известен непревзойдёнными фресками Дионисия)” — сказано в житии святого Кирилла Белозёрского.
Людская молва о новых подвижниках и их славных монастырях разнеслась по всей земле Русской, и достигла властителя Белозерья – князя Андрея Можайского. Он, давно желая основать в своей столице обитель, стал просить об этом Ферапонта. 70-летний старец поначалу противился воле князя, но потом дал согласие, и отправился в далёкий Можайск.
Для пустыни он выбрал удивительное по красоте место, на обрывистом берегу Москвы-реки, и поставил здесь первый деревянный Рождественский храм (с тем же посвящением, что и на Вологодчине). Началось строительство Лужецкого монастыря, на которое Ферапонту было отпущено Господом два десятилетия. Он умер в стенах новоустроенной обители в 90-летнем возрасте, оставаясь в молитвах и мечтах в далёком Белозерье.
Деревянные постройки прослужили не долго, и постепенно началась их замена каменными сооружениями (сер. XVI в.).
Соборный храм Рождества Богородицы
Соборный храм Рождества Богородицы очевидно был поставлен между 1526 и 1542 годами, когда Новгородский архиепископ Макарий (позднее игумен Лужецкого монастыря) сделал крупный вклад в казну обители. Кирпичный, четырёхстолпный, пятиглавый храм крестовокупольного типа покоится на высоком подклете. Раньше его окружали двухъярусные галереи, следы примыкания которых были хорошо заметны до покраски собора в начале 2000-х гг. Во время реставрации 1960 — х гг. был проведён ряд работ, направленных на возвращение древнему зданию первоначального облика.
Архитектура храма сдержанна. Его объём по высоте членят широкие лопатки, разделяющие фасады на три неравные прясла, завершённые закомарами. Из элементов украшательства можно назвать своеобразную аркатуру, тонкие профили которой читаются на фасадах, барабанах и апсидах, профилированные арки порталов.
В начале 2000-х гг. покрытие глав лемехом было заменено на металлическое.
За Рождественским собором, вдоль восточной стены находится обширный монастырский некрополь со старинными белокаменными надгробиями, некоторые из которых замечательной работы.
На северной стороне участка, примыкая к его ограде, расположена трапезная с Введенской церковью, принадлежавшая тому же строительному периоду, что и собор. Здание бывшее по летописным источникам “шатровым” капитально перестроено в 1759-1771 г. От древней части уцелел собственно подклет.
Приземистая кирпичная колокольня возводилась с 1673-1692 г. Её квадратное в плане, трехъярусное основание по граням украшают вертикальные ряды ширинок и спаренные колонки. Окна, подчинённые ритму внутристенных лестниц, расположены в разбежку. Ярус звона – восьмигранный, под шатровой кровлей с тремя рядами слухами.
Одно время на звоннице были установлены часы с боем, в её объёме сохраняется шахта для гирь. В нижнем ярусе расположена усыпальница Савеловых, с мраморными плитами надгробий, вделанными в пол.
Савеловы – родственники Патриарха Иоакима – богатого вкладчика, много строившего в обители. На его средства в Лужецком монастыре кроме указанной выше колокольни, были возведены: братский корпус (1681 – 1692 гг.) и ограда с круглыми башнями, периметр которой замкнулся только в 1750-х гг. В 1761-1763 гг. оборонительный пояс пополнили двумя новыми башнями, одна из которых, квадратная в плане, наделена чертами барокко.
Главный вход в монастырь расположен под надвратным Преображенским храмом, рубежа XVI-XVII вв. Основательный нижний ярус из белого камня прорезают арки ворот и небольшой калитки. Сам храм исключительно строгой архитектуры. По двум граням, свободным от примыкания закрытой паперти, разделён по вертикали широкими лопатками на три части. Бесстолпный кирпичный храм венчает более поздняя купольная кровля с главкой. В церкви Преображения Господня до недавнего времени почивали мощи основателя монастыря — прп. Ферапонта.
В 1617 г. монастырь был разорён поляками, в 1812 г. французами. Советская власть так же не пощадила обитель. После закрытия, до самого основания был разрушен Ферапонтов храм, где находились под спудом мощи Белозерского святого. Позднее опустошённый комплекс занимала фурнитурная фабрика, цех по производству медицинского оборудования.
Период запустения завершился в 1993 году, когда монастырь был передан РПЦ.
Улица на которой находится Ферапонтов Лужецкий монастырь носит имя художника С.В. Герасимова, по соседству с обителью дом — музей художника.