Поиск по сайту

Модуль поиска не установлен.

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Модуль подписки в настоящее время недоступен.

Реклама
Подольский муниципальный район Московской области

Семёновское. Спасо-Бородинский монастырь

Спасо-Бородинский монастырь находится в Можайском районе, недалеко от Бородинского музея, в с. Семёновское.

Возникновению обители предшествовала необычайно красивая история любви. Маргарита Нарышкина и Александр Тучков в течение долгого времени не могли получить от родителей невесты согласия на брак. После долгожданного венчания счастье молодых длилось не долго — разразилась война с Францией 1806 г., затем русско-шведская военная компания 1808 г. и, наконец, Отечественная война 1812 г. А.Тучков был военным человеком, кажется невероятным, но Маргарита всюду следовала за своим супругом. Она была единственной женщиной в армии, и, не взирая на все тяготы войны, держалась мужественно, не страшилась никакой работы, оказывала помощь раненым.

Когда стало слишком опасно, Тучкова отправилась в Москву, вместе с родившимся сыном Николенькой. Тем временем произошло знаменитое Бородинское сражение. Александр Тучков, командовавший бригадой 3-й пехотной дивизии, был буквально разорван на части, попавшим в грудь ядром. Маргарита, узнав о гибели мужа, поспешила в Бородино. Вместе с монахом Лужецкого монастыря о. Иосафом она бродила по страшному полю брани, но тщетно: в этом месиве тел и земли они не смогли найти останки Тучкова.

Маргарита Михайловна решает увековечить воинскую славу мужа и всей русской армии. Внутри средней Багратионовой флеши на вклад императора Александра I она строит церковь, вокруг которой постепенно вырастает община, а затем и монастырь. Маргарита принимает постриг и становится Марией — настоятельницей Спасо-Бородинской обители...

Первым монументом павшим воинам и храмом зарождающейся пустыни, стала церковь Спаса Нерукотворного (1818-1820), более известная как “мавзолей Тучкова”. Архитектура этого компактного, квадратного в плане сооружения, перекрытого куполом, благородна и торжественна. Широкая лестница с чугунными светильниками по сторонам подводит к дорическому портику, в тени которого расположен вход в храм. Здесь нашли своё последнее пристанище брат и единственный сын Маргариты Тучковой, а затем и сама игуменья Мария.

Владимирский собор

Монастырский ансамбль складывался не совсем обычно, его развитие началось с ограждающих стен, позднее наращенных по высоте, жилых построек и колокольни. Главное сооружение комплекса — Владимирский собор заложен в середине XIX столетия (1851 г.) по проекту известного архитектора М.Д. Быковского и строился в течение 8 лет. Формирование архитектурного ансамбля было завершено возведением трапезной с церковью Иоанна Предтечи (1874 г.). В результате долговременного и поэтапного строительства сложился на удивление цельный и высокохудожественный ансамбль, в котором ампирные постройки (мавзолей и колокольня), оштукатуренные и выделенные светлым тоном, были оттенены контрастными по цвету краснокирпичными храмами, крепостными стенам, службами и кельями.

Превалирующую роль в ансамбле Михаил Дормидонтович Быковский отвел собору св. Владимира. Невысокая двухъярусная колокольня (1840 г.) оказалась неспособной конкурировать с ним по высоте.

Произведение Быковского, сочетающее приёмы классики и “византийского” стиля, необычайно возвышенно. Оно подобно застывшему в камне хвалебному гимну всем русским воинам.

Храм сложен из кирпича с богатой белокаменной отделкой. Устремлённый в высь куб здания, с полукруглыми выступами по четырём сторонам света, во втором ярусе прорезан большими окнами, вписанными в крупную аркаду. Его завершают четыре малые главы, расставленные по углам. В центре — массивный цилиндр барабана, перекрытый куполом с повышенной стрелой подъёма. Его тело зрительно облегчают световые проёмы, объединённые аркадой, воспринимаемой с земли своеобразной аркатурой. По периметру кровли устроена открытая галерея.

Внутреннее убранство собора не сохранилось. Одно время его стены были просто побелены. Но теперь фресковая живопись постепенно заполняет стены и своды. Золочёный многоярусный иконостас новый.

В храме устроен киоск, где в изобилии представлена церковная литература, книги по истории обители, иконы и т.д.

В действующем женском монастыре несколько зданий отведены под музейную экспозицию. Восстановлен дом игуменьи Марии, сгоревший во время Великой Отечественной войны.