Поиск по сайту

Модуль поиска не установлен.

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Модуль подписки в настоящее время недоступен.

Реклама
Подольский муниципальный район Московской области

Усадьба Поречье

Проезд на автомобиле: от г. Можайска до Поречья можно проехать разными дорогами. Например, на запад до Уваровки, а затем на север до Поречья, или по шоссе, огибающем Можайское водохранилище, через Ильинскую слободу, Горетово и Барсуки. Путь получается одинаково неблизкий.

В посёлке Поречье, довольно большом по провинциальным меркам населённом пункте, сохранилась великолепная усадьба Уваровых. Как всегда, месторасположение поместья выдаёт церковь. Рождественский храм, принадлежащий стилю зрелого классицизма, строился в 1804 году по заказу Л.К. Разумовского. Церковь, состоящая из двусветного четверика с боковыми тосканскими портиками и водружённой на него купольной ротондой, сомкнута с трёхъярусной колокольней посредством пониженной трапезной в три световых оси. Наружный декор, в котором применены только ордерные мотивы, кажется чрезмерно строгим.

Церковь Рождества Богородицы и современный ей причтовый дом далеко отстоят от основного усадебного комплекса. От церкви ведёт дорога, с отходящим в сторону длинным перпендикуляром подъездной аллеи, по правую сторону которого, как по ранжиру, выстроились хозяйственные постройки, а по левую — дворцовый комплекс.

Первыми на пути встречаются здания кузницы, скотного двора, каретника и оранжереи. Эти сооружения, игравшие важную роль в Порецкой экономии, ныне лишены всякого внимания и оставлены медленно разрушаться.

Из хозяйственных сооружений выделяется своими размерами и особенной ущербностью огромная оранжерея, которая принесла немалую славу имению. Своими оранжереями так же славились Горенки и Петровское-Разумовское, и немудрено, ведь они принадлежали одному роду — князей Разумовских.

Оранжерея в Поречье. Интерьер

Вытянутое по продольной оси здание, по мере развития в усадьбе лесного, садового и семенного хозяйства, несколько раз реконструировалось и окончательно оформилось в последней трети XIX века. Нижний ярус оранжереи кирпичный, верхний, когда-то застеклённый, поражает обилием ржавых металлических профилей, в которых угадывается форма треугольных и полукруглых стеклянных кровель. В так называемом “Пальмовом” зале была устроена приподнимающаяся стеклянная крыша. Необычное инженерное решение было вызвано ростом главного экспоната — гигантской пальмы. В этом тропическом зале сохранились чугунные стойки с высокими, декоративными базами. Для украшения оранжереи так же служили массивные чугунные вазы, снятые с кровли из-за ветхости здания и установленные в парке.

Аллея, обсаженная двухсотлетними кряжистыми липами, приводит нас к главной архитектурной жемчужине Поречья — жилому или дворцовому комплексу. Он открывается постепенно, будто вырастая из-за кирпичной ограды парадного двора. Огромный стеклянный фонарь, шириною с центральную часть дома, пронизанный яркими лучами солнца, наполненный теплом и разноцветными бликами, похож на маяк. Действительно, для непосвящённого человека его предназначение не совсем понятно.

Господский дом в усадьбе Поречье

“Дом, в основе конца XVIII в. неоднократно перестраивался. В 1830-х гг. по проекту Доменико Жилярди он переделан внутри, с устройством центрального купольного зала, предназначенного для музейной экспозиции, для освещения которой и был устроен фонарь-бельведер.

Свой нынешний облик дом приобрёл на рубеже 1860-1870-х гг. после коренной его реконструкции, осуществлённый с учётом проектов А.Попова и М. Чичагова. Первоначально двухэтажное здание получило низкий третий этаж и обработку фасадов в стиле ложного ренессанса. Со стороны двора появилась массивная рустованная аркада с открытой верандой, сменившая привычный ионический портик, со стороны парка — портик кариатид и эркеры, несущие балконы”, — пишет в ПАМО Е.Н. Подъяпольская.

Дом-дворец соединён с флигелями полукружиями галерей, за которыми, в небольшом пространстве ограниченном перголами, были устроены миниатюрные “итальянские” садики.

Парные флигели в два этажа сохранили черты impair, в соответствии с проектом 1830 года. Их главное украшение — центральные четырёхколонные тосканские портики, поддерживающие балконы.

Линии фасадов флигелей и дома, плавно перетекающие друг в друга по дугам галерей, замкнутые ровными отрезками кирпичной ограды с круглящимся выступом для главных ворот, образуют в плане курдонёр, красивой, прихотливой формы…

Впервые село Поречье упоминается в писцовых книгах XVI столетия. В 1742 году оно было пожаловано елизаветинскому фавориту, генералу-фельдмаршалу Алексею Григорьевичу Разумовскому (1709-1771). Сын простого украинского казака Григория Розума, затем певчий придворного хора и возлюбленный цесаревны Елизаветы, Алексей внесённый в списки двора под фамилией Григорьев, сделал головокружительную карьеру. Владелец обширных земель, он строил дворцы и храмы в Перово, Почепе, Гостилицах… В Подмосковье кроме Поречья владел вышеупомянутыми Горенками, Знаменским и Чижовым.

При А.Г. Разумовском в Поречье был поставлен деревянный господский дом с флигелями, возведён служебный комплекс, разбит регулярный липовый парк.

В 1818 году усадьба переходит в качестве приданного к дочери Л.К. Разумовского — Екатерине, вышедшей замуж за графа Сергея Семеновича Уварова (1786-1855) — государственного деятеля, президента Петербургской Академии Наук (1818-1855), с 1833 по 1849 гг. — министра народного просвещения. При Сергее Семёновиче усадьба превратилась в настоящую обитель науки и искусства. Его сын Алексей Сергеевич (1825-1884/85), археолог, член-корреспондент (1856), почетный член (1857) Петербургской Академии Наук, один из основателей Русского и Московского археологических обществ, а также Исторического музея в Москве, продолжил просветительское дело отца. Он создал в Поречье выдающийся археологический музей, блестящую библиотеку, по численности томов превосходящую собрание графа Юсупова в Архангельском, увеличил территорию парка и расширил оранжерейный комплекс.

Назовём некоторые предметы из драгоценной коллекции антиков Уварова. Перлом собрания являлся мраморный саркофаг, названный Винкельманом “urna ovale”, весом около 150 пудов, украшенный рельефными фигурами-сценами из круга Диониса, предположительно принадлежавший фамилии Altemps и вывезенный из Рима С.С. Уваровым в 1843 г. Произведение относится приблизительно к концу II — началу III в. н.э. Бронзовая голова Юпитера (начало I в. н.э.); мраморные фрагменты Марсия и женских статуй эпохи эллинизма; торс Артемиды и женская голова той же эпохи; римский мраморный женский портрет, голова Гермеса, фрагмент льва (конец IV в. до н.э.); фрагмент мраморной статуэтки Афродиты типа Медичи; собрание ваз, терракот, и фрагментов из известняка (VIII-V вв. до н.э.), открытые в 1870 г. русским консулом Юзефовичем близ города Лорнаки на о. Кипре. В революционное время, после ликвидации частного музея, его фонды были перевезены в Москву, в музей Изящных Искусств. Нумизматическая же коллекция, с прекрасным собранием монет босфорских царей, была передана в Исторический музей.

В 1853 г. А.С. Уваров пригласил управлять порецким лесным и сельским хозяйством выдающегося учёного и практика Карла Тюрмера. Под его руководством здесь были посажены новые виды деревьев и кустарников, из числа которых в местных лесах сохраняется около 28 видов как естественных для этой географической зоны, так и экзотических. Белая ель (по цвету ствола), жёлтая берёза, каштаны нескольких сортов до сих пор украшают массив местного парка.

Особенно они богаты и прекрасны

По осени, когда на сини неба ясной

Пред тем, как облететь, деревья все горят

И роскошь красок их слепит и тешит взгляд:

Тут пурпур с золотом, а там — багрец и пламя,

Там охра смешана с карминными тонами…

Но это пиршество — последних сил наплыв,

Прощанье перед тем, как ветер оголив

И ветви, и стволы, засыплет землю с шумом,

И станет бедный сад печальным и угрюмым.

Лесохозяйственный опыт Тюрмера не ограничивался одной Порецкой дачей под Можайском, хотя надо признать, что это лучшее из созданного им в России. Здесь же покоится его прах, перевезённый А.С. Уваровым из Владимирской области в знак большого уважения. По словам Ю. Куксова, и сегодня на территории усадьбы Порецкого лесничества можно видеть гранитное надгробие с надписью: “Ты памятник себе воздвиг в лесах великий”.

Большой усадебный парк, заложенный при Л.К. Разумовском в 1814 году по планам садовода Раше и переустроенный во второй половине XIX в. Тюрмером, ныне занимает около 100 га земли. Перед домом находится его небольшая регулярная часть, а за ним — обширная пейзажная. Со стороны парка перед домом устроена терраса прямоугольной формы, обрывающаяся к реке Иночь крутым склоном, в начале мая будто покрытого зелёным бархатом. Где-то внизу, в центре лужайки, находился фонтан “Тритон” — копия с оригинала Барберини. Это одно из самых красивых мест в усадьбе, здесь на огромном просторе, под порывами вольного ветра, ощущаешь подлинный размах и красоту замысла зодчего, сумевшего соединить уникальный природный ландшафт и архитектуру в одно целое.

Огромное зеркало водоёма, ныне спущенного, служило центром в композиции пейзажного парка. Павильон “Домик Жуковского”, памятник поэту, зверинец, а также другие парковые затеи (беседки и подъёмный мост) не дошли до нашего времени.

Так сложилось, что усадьба Поречье, расположенная на западном рубеже Подмосковья, во время войн попадала в полосу ожесточённых боёв. Так было во время Отечественной войны 1812 года, и в период Великой Отечественной 1941-1945 гг. К счастью, усадебный комплекс каждый раз восстанавливался, и теперь мы имеем возможность увидеть его прекрасный архитектурный ансамбль и лесопарковый комплекс, также являющийся достопримечательностью. Остаётся надеяться, что у истинных ценителей старины и впредь будет возможность побывать в усадьбе Поречье…

С 2004 г. поместье Уваровых занимает санаторий одного из самых закрытых ведомств.