Усадьба Абрамцево
Проезд на автомобиле: от Москвы по Ярославскому шоссе [М 8] примерно до с. Воздвиженское, в районе которого будет указатель на Абрамцево и Хотьково.
Усадьба Абрамцево — очаг отечественной культуры, крупнейший художественный центр русского искусства второй половины XIX столетия.
От одноимённого посёлка к усадьбе, через тёмные ельники, ведёт узкая асфальтированная дорога. Она огибает имение слева, давая возможность насладиться рукотворными заводями на реке Воре, с перекинутыми белоснежными мостиками, отражения которых в изумрудных, вялотекущих водах так романтичны… Дом с этой точки, закрытый зелёными кулисами старого парка, не просматривается, если только краешек ярко-красной крыши случайно мелькнёт среди густых волнующихся крон…
Первые сведения об Абрамцеве относятся к 1755 году, до 1782 года оно принадлежало роду Головиных.
Скромный одноэтажный, обшитый тёсом господский дом с мезонином был построен, очевидно, в последней трети XVIII века. Сама архитектура дома – подлинный образец русского деревянного классицизма. Когда-то декоративные замки над окнами и двусторонние лестницы, примыкавшие к террасе, ещё более подтверждали это…
“Лицо” усадебного дома — дворовый фасад, который ранее было принято делать парадным, здесь, по существу, зауряден. А небольшой четырёхколонный портик со стороны реки, явно сооружённый доморощенным архитектором, демонстрирует не столько колонны, несущие балкон, сколько функционально необходимые опоры-столбы.
Дом неоднократно ремонтировался капитально: в 1851, 1870, 1949, 1979 годах. Ремонты почти не нарушили его планировочной схемы с внутренним коридором и парадной анфиладой вдоль паркового фасада, менялся лишь внешний декор. Современный облик дома приближен к аксаковскому времени.
С 1843 по 1859 год в усадьбе жил русский писатель С.Т. Аксаков. Здесь созданы его основные литературные произведения “Семейная хроника”, “Детские годы Багрова-внука”, “Записки ружейного охотника Оренбургской губернии”, “Записки об уженьи”.
На протяжении, по крайней мере, пятнадцати лет Абрамцево являлось одним из центров общественной и культурной жизни России, местом встреч, оживлённых бесед и споров выдающихся людей того времени.
В гостях у Аксаковых бывали И.С. Тургенев, Ф.И. Тютчев, Н.В. Гоголь, Т.Н.Грановский, М.С.Щепкин и др. Особенно дружен с Сергеем Тимофеевичем был Николай Васильевич Гоголь, он подолгу гостил в Абрамцеве, где ему отводилась определённая комната. Здесь же, в кругу семьи Аксаковых, им впервые были прочитаны в августе 1849 года главы из второго тома “Мёртвых душ”. Н.В. Гоголь считался с мнением Аксакова — литературного критика — и требовал от него замечаний. Чета Аксаковых была одним из самых преданных, стойких и восторженных друзей Гоголя.
После смерти отца (в 1870 году) дочь Аксакова продаёт Абрамцево Савве Ивановичу Мамонтову. Новый хозяин, оценив уникальность доставшегося ему владения, постарался сохранить “Аксаковский дух” имения. Благоустраивая Абрамцево, Мамонтовы бережно восполняли утраченное, не нарушая гармонии прошлого.
С.И. Мамонтов — крупный предприниматель и меценат, строитель Донецкой (до Мариуполя) и Московско-Ярославской железных дорог. Он был яркой и противоречивой личностью. Необыкновенно живой и остроумный человек, наделённый музыкальными и художественными способностями, умеющий находить одарённых людей Мамонтов привлекал в Абрамцево художников, музыкантов и артистов. А.М. Горький так отзывался о нём: “Мамонтов хорошо чувствовал талантливых людей, всю жизнь прожил среди них, многих таких, как Фёдор Шаляпин, Михаил Врубель, Виктор Васнецов, — и не только этих — поставил на ноги, да и сам был исключительно, завидно даровит”.
Вокруг Мамонтовых создаётся своеобразное творческое сообщество – “Абрамцевский художественный кружок”. Здесь часто бывают, подолгу живут и работают И.Е. Репин, В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, В.А. Серов, В.И. Суриков, К.А. Коровин, И.С. Остроухов, М.В. Нестеров и др.
Абрамцевский художественный кружок сыграл огромную роль в истории русской живописи. Василий Серов пишет здесь свой шедевр “Девочка с персиками” — живописный “манифест” молодого поколения художников; Илья Репин – “Проводы новобранца”, работает над этюдами к картине “Крестный ход в Курской губернии”. Рядом, в селе Хотьково, он встретил горбуна, ставшего одним из персонажей этого полотна. Виктор Васнецов создаёт своих былинных “Богатырей” и ряд картин на сказочные сюжеты, в окрестностях Абрамцева родилась “Алёнушка”.
Именно здесь, в Абрамцеве, с наибольшей полнотой раскрылся васнецовский талант. По его проекту в усадьбе в 1881–1882 гг. строится церковь Спаса Нерукотворного. Взяв за образец новгородский храм XII века Спаса в Нередицах, художник обогатил его декоративными приёмами различных архитектурных школ. Так, в архитектуре храма органично сплелись: владимирская резьба по камню, ярославская поливная керамика и майолика, характерные для московского зодчества оконца…
В храме, удалённом от жилого комплекса, как бы спрятанном в тенистых аллеях старинного парка, была достигнута отстранённость от повседневности и мирской суеты, возможность сокровенного общения с богом и хрупкое слияние со щемящей красотой окружающего русского пейзажа. Теперь, когда в Спасскую церковь вернулась православная жизнь, перед иконостасом, как и при Мамонтовых, потрескивают свечи и слышны церковные песнопения…
"Абрамцевская церковь, впоследствии соединившая в себе функции храма и усыпальницы (здесь нашёл своё последнее пристанище Савва Иванович Мамонтов и его сын Андрей), фактически заложила новую традицию в усадебном храмостроении", — пишет кандидат архитектуры М. Нащокина.
В её русле — храм в Бехове, возведённый по проекту В.Д. Поленова; надгробная часовня в Знаменском-Губайлове, созданная по проекту И.Е. Бондаренко; мемориальный храм в Осташеве, построенный по проекту М.М. Перетятковича и др.
Церковь Спаса Нерукотворного
В 1883 году Васнецовым также создана “избушка на курьих ножках”, ставшая излюбленным местом абрамцевской детворы. Сказочный домик так мастерски вписан в антураж, что стал его неотъемлемой частью.
Рядом с домом находятся: мастерская для художников (1873 г.) архитектора Гартмана и северный гостевой флигель, более известный как “теремок”, (1874 г.) архитектора И.П. Петрова, знакомого любителям русского зодчества под псевдонимом Ропета.
Оба здания обильно украшены пропильной резьбой, широко распространённой в те годы и считавшейся выражением подлинно народной, национальной культуры. Эту ажурную резьбу, напоминавшую кружево или народную вышивку с растительными орнаментами и “петушками”, называют “петушиной” или “ропетовской”.
В усадьбе работали столярная и гончарная мастерские, рождались многие художественные проекты. Так, например, начинавшееся с вечерних чтений увлечение домашним театром незаметно вылилось в создание Русской Частной оперы Мамонтова, откуда впервые зазвучал по всей России голос Шаляпина, а волшебные декорации художников “абрамцевского кружка” изумили весь театральные мир.
Однако на рубеже XIX-XX веков из-за происков людей завистливых и нечестных Мамонтов теряет свои капиталы — и шумная творческая жизнь в Абрамцеве замирает…
Сегодня здесь расположен Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник “Абрамцево”. Многочисленные туристы, посещающие эту усадьбу, бросают мелкие монеты к подножиям каменных баб, вывезенных Мамонтовым из южных степей Украины, на счастье, а может быть, для того, чтобы снова сюда вернуться …
Музей открыт для посещений:
В весенне-летний период (с 1 мая по 1 октября): с 10.00 до 18.00
В осенне-зимний период (с 1 ноября по 1 апреля): с 10.00 до 17.00
С 1 апреля по 1 мая и с 1 октября по 1 ноября музей закрывается на режимный санитарно-профилактический ремонт.
Последний четверг каждого месяца — санитарный день.